меню
1
Обзор

Аполлон Каторгин: бесконечно преданный хоровому искусству

«Военная» глава в истории Коми республиканской филармонии и Государственного ансамбля «Асъя кыа» не может обойтись без рассказа о человеке, который приехал в Сыктывкар перед самым началом Великой Отечественной войны и возглавлял коллектив до 1947 года. Это Аполлон Васильевич Каторгин, дирижер, хормейстер, педагог.

Он родился в 1901 году в селе Сыропятском Омской губернии в крестьянской семье. Выпускник Омского музыкального училища (1927-31) и дирижерско-хорового факультета Московской консерватории (педагоги – Николай Михайлович Данилин и Павел Григорьевич Чесноков; 1936) начал работать еще в студенческие годы: руководил хоровыми коллективами и оркестром народных инструментов в клубах и домах культуры. А также подрабатывал в хоровом коллективе при Радиокомитете СССР под управлением Александра Свешникова. После окончания консерватории Аполлон Каторгин был направлен в Удмуртию. Там он начал работать в музыкальном училище, а летом 1936 года возглавил работу по созданию Удмуртского Государственного хора, на базе которого в этом же году был создан Государственный ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас». Аполлон Каторгин стал его первым руководителем. При формировании репертуара коллектива музыкант изучает фольклор, народную музыку, записывает и обрабатывает национальные песни. В 1939 году его избрали депутатом городского совета Ижевска, а Верховный Совет республики присвоил ему почетное звание «Заслуженный деятель искусств Удмуртской АССР».

В Коми Аполлон Каторгин приехал в конце мая 1941 года в качестве хормейстера Государственного ансамбля песни и пляски коми АССР (ныне – Государственный ансамбль «Асъя кыа»), уже имея опыт работы с коллективом национальной республики, и как настоящий мастер, воспитанный на классике, был верен русским певческим традициям. При этом ему самому не составило труда в первые месяцы освоить коми язык. Как хормейстер он обращал внимание на произношение специфических звуков, требовал от артистов безукоризненной дикции. Артисты хора часто исполняли ему старинные коми песни, а он стремился постичь их стиль и особенности. Первый профессиональный коми композитор Александр Осипов, который работал с ним сначала в качестве артиста, а затем хормейстера, вспоминал:

- Аполлона Васильевича отличали исключительная деловитость и аккуратность во всем.  Он  стремился  воспитать в исполнителе музыкальную культуру, поэтому практиковал  разучивание по нотам, а не на слух. У каждого на руках была написанная им партитура. Руководителю помогали опытные хористки, которые показывали новичкам, как правильно петь. Репетировали до изнеможения. Никто не обижался. На репетициях была удивительная рабочая обстановка, без суеты и панибратства. 

Всеобщая мобилизация, объявленная после начала Великой Отечественной войны, почти полностью лишила Государственный ансамбль «Асъя кыа» мужского состава: был расформирован оркестр народных инструментов, состоявший из 16 человек, вместо которого остался один баянист; хоровые произведения пришлось адаптировать для исполнения только женскими голосами.

Помимо выездных выступлений для тружеников тыла в Коми и соседних областях, перед коллективом и его руководителем Александром Александровичем Воронцовым стояла задача собственного сохранения и развития. Вместе с Аполлоном Каторгиным и Павлом Анисимовым в этих поездках он собирал фольклорный материал, легший в основу репертуарных произведений коллектива, а также шел поиск талантливой молодежи. Репетиции хора под руководством Каторгина стали настоящей  школой для многих из них.

Именно благодаря тщательно продуманной работе, для артистов ансамбля не составило труда исполнить в марте 1942 года сложные обработки коми национальных произведений и авторские сочинения Воронцова и самого Каторгина, которыми был наполнен музыкальный спектакль «Усть-Куломское восстание», приуроченный к 20-летию Коми автономии и 100-летию событий, разворачивающихся в спектакле.

Талантливый коми композитор Яков Перепелица, который начал свою творческую жизнь баянистом Государственного ансамбля «Асъя кыа», в 1989 году вспоминал:

- Я до сих пор боготворю этого человека. Это был настоящий артист, подлинный русский интеллигент, просветитель. В ансамбль к Каторгину я пришел пятнадцатилетним мальчишкой. Шел 42 год. Весь мужской состав хора и оркестра был на фронте. Какие репетиции он с нами, молодыми, проводил! Сколько сердца, души вкладывал! Его концертные программы поражали профессионализмом. А какой репертуар был тогда! Звучала вся хоровая классика. Уважительно и бережно относился он к народному творчеству. Быстро выучил коми язык, и коми народные песни в его обработках зазвучали ярко, наполнено. «Коми кыв» (на слова Ивана Куратова) до сих пор служит образцом национальной хоровой музыки.

В феврале 1943 года, после того, как в Сыктывкаре от воспаления легких умер Александр Воронцов, Аполлон Каторгин возглавил Государственный ансамбль «Асъя кыа». К концу этого же года у коллектива появилась возможность увеличить свою численность: правительство разрешило набор в мужскую группу хора. Каторгин сам приезжал в Дом-интернат для инвалидов войны в село Ыб и просматривал всех, кто был заинтересован работать в коллективе. Было отобрано 14 человек. А в 1944 году восстановили оркестр из 15 человек и закупили новые инструменты.

Именно в это время наиболее ярко проявились его организаторские способности. Увлеченность и профессионализм руководителя заражали артистов, каждый из которых стремился быть полезным. Более опытные исполнители считали своим долгом помогать новому пополнению ансамбля и делиться своими знаниями, а молодежь, в свою очередь, занималась и после хоровых репетиций. Каторгин не терпел открытый, профессионально не оформленный «белый звук». Под его руководством артисты коллектива изучали музыкальную грамоту, гармонию, историю музыки, занимались постановкой голоса, развитием певческого дыхания, работали над правильным интонированием. В последние годы войны и после ее завершения выступления коллектива под руководством Аполлона Каторгина поражали. Впервые на Коми земле прозвучала «хоровая классика»: «Венецианская ночь» Михаила Глинки, «Соловушка» Петра Чайковского, «Бандура» Григория Давидовского.

Помимо академических произведений, благодаря музыканту, в репертуаре ансамбля появились обработки коми народных песен и произведения на стихи коми поэтов: «Василиса справитчис» («Василиса справилась»), «Кутшöм шоныд да лöнь» («Как тепло и тихо», на стихи Михаила Лебедева), «Коми кыв» («Коми язык», на стихи И. Куратова), «Эжва вылын» («На Вычегде», на стихи Николая Фролова) и другие, всего около 20-25 сочинений.

Уже после окончания Великой Отечественной войны, в апреле 1947 года, Аполлон Каторгин, награжденный медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», уехал в Ульяновск. Спустя годы после отъезда Аполлона Васильевича из Сыктывкара, заслуженная артистка Коми АССР, артистка хоровой группы Государственного ансамбля «Асъя кыа» Валентина Васюкова вспоминала:

- Как же мы плакали, провожая его. Он был для нас, молодых, и другом, и отцом, и наставником. Годы трудные были, война. У нас, молодых, голодные обмороки, помню, были. Спасала  музыка.

В Ульяновске Каторгин возглавил Государственный академический хор русской песни Ульяновской филармонии, и вновь создал из коллектива, в состав которого входили любители, профессиональный хор, объехавший всю страну. С 1960 года он преподавал в Ульяновском педагогическом, а затем в музыкально-педагогическом училище. В 1965 году в Доме культуры профсоюзов Ульяновска он основал хор, которым руководил до своего ухода из жизни.

Коллективы под руководством Аполлона Каторгина становились неоднократными лауреатами Всероссийских и Всесоюзных конкурсов, а сам музыкант за свою деятельность был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Евгения Цветкова

Печать
Фото
Наверх
Наверх
Оценка
Оценка качества услуг
Оценка
Написать
нам