Заказ билетов, справка:
(8212) 200-755

Июль 2018

пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
20.08.2017

Единение культур: дагестанская «Лезгинка» поздравила жителей и гостей Коми с праздником

К слову сказать, коллектив, который посетил более 75 стран мира и обладает около 65 престижных наград, впервые выступил в Республике Коми. На прошедшей встрече с журналистами художественный руководитель ансамбля Зулумхан Хангереев пообещал, что зрители останутся довольны:

- Мы сделаем все, - сказал он, - чтобы они ушли радостные, и их сердца были полны доброты. Собственно, так и случилось, но обо всем по порядку.

Обещанным сюрпризом стало выступление Государственного ансамбля песни и танца «Асъя кыа», который поприветствовал гостей на сцене. Вслед за этим, на сцену поднялись Глава Республики Коми Сергей Гапликов, министр культуры Сергей Емельянов, руководитель «Лезгинки» Джамбулат Магомедов и художественный руководитель ансамбля Зулумхан Хангереев. Обменявшись теплыми словами, они дали старт долгожданному действию, и на сцене появились дагестанские артисты, исполнив приветственную лезгинку. Особенность нашего северного зрителя, по словам многих артистов, посещавших республику, заключается в его холодности, которую достаточно тяжело преодолеть: не сразу получается завоевать зал даже у самых именитых и медийных лиц. Но первый же номер концерта «Лезгинки» был встречен бурными аплодисментами, что дало понять: «зал взят!».

Как и было сказано на пресс-конференции, программа вечера была захватывающая. Энергичные, традиционные в восприятии по отношению к народам Кавказа, танцы сменялись нежными и лирическими миниатюрами. Здесь нашлось место для всех танцевальных форм: и соло, и дуэты, и массовые сцены, лирические зарисовки и традиционные эмоциональные переплясы. Вообще получился такой добрый рассказ о родной республике, о южном крае необъятной России, рассказанный языком танца. Кажется, в рисунках хореографических номеров можно разглядеть извилистые тропы гор и равнинную безмятежность, быстрые реки и неспешную весеннюю красоту. С первых же зарисовок концерта можно было сразу назвать отличительные черты именно танцевальной культуры народов Дагестана: особые стопы и руки, мягкость движений, которая не свойственна, скажем, более жестким и напряженным чеченцам. Не смотря на то, что экспрессия – душа Дагестана, она выражается без агрессии, и начинает казаться, что и вправду в этой республике почти профессионально танцует каждый человек, что для них, это естественно, как дышать, например. И ансамблю «Лезгинка» удалось то, что мало кому удается – сохранить и транслировать самобытность, которой заслуженно восхищаются по всему миру.

Наивысшей точкой вечера стала миниатюра «Праздник в горном ауле», завершавший первое отделение концерта. Собственно история проста – в центре аула собирается на гуляния (как бы сказали мы) молодежь. Молодые парни начинаются меряться ловкостью и силой между собой. И тут, совсем кстати, переплясы, головокружительные трюки и крутки, умопомрачительные поджатые прыжки и пружинистые приземления. Создается впечатление, что у всех горных народов какое-то особенное строение суставов, закрепленное на генетическом уровне. Если этот номер – вершина вечера, то главная точка номера – выход канатоходца. Таких смельчаков в Дагестане называют «пехлеваны» - герои, богатыри, которые выполняют смертельные трюки без страховки. Конечно танцовщик – это не цирковой артист, но здесь было все: пружинистые прыжки на канате, шпагаты, покорение плоской трапеции и скольжение вслепую в надетом мешке. Эти захватывающие дух трюки на тросе, сорвавшие овации, являются эксклюзивным номером дагестанской «Лезгинки» (артисты ансамбля – единственные в мире, кто выполняют их) и, к слову, самым травмоопасными. В завершении же номера, балет позволил себе немного пошалить и тем самым повеселить публику. Были продемонстрированы самые разнообразные, нелепые, смешные способы, которым молодые люди могут добираться до своих домов после веселых и бурных гуляний. Наиболее наблюдательные зрители все-таки заметили в руках у одного из покидавших праздник пластиковую бутылку с водой, которая диссонировала с костюмом, но от этого шутка казалась еще более подходящей.

Второе отделение началось с традиционного для горцев номера, исполняющегося в бурках. Некоторые зрители сравнили технику ходьбы настоящих джигитов в «Кумыкском танце» с плавающим шагом ансамбля «Березка», и они были не далеки от истины. Публика в зале почти в один голос вскрикнула «Ах!», когда из-за бурок вдруг возникли прекрасные девушки, и началась «свадебная» зарисовка, в финале которой выбранную девушку увезли за кулисы прямо на бурке жениха. Необычно, что и хрупкие кавказские девушки могут исполнять непривычные, казалось бы, танцы полные энергии и огня. Таким оказалась женская лезгинка, рисующая встречу подруг, которые пришли за водой, у горной реки. Имитация мужской хореографии ловкими девичьими ножками просто не могла оставить равнодушными.

В музыкальном плане этот вечер был полностью отдан ритмам Кавказа, которые передавались звучанием народных инструментов, в том числе и в современной обработке. Чего стоит только барабанно-хореографическое безумие горячего танцевально-акробатического представления, в котором зрители и увидели те самые 35 дагестанских ударных инструмента на любой вкус (думбек, нагара и др.). Звучавшие агач-кумуз, кеманчи, зурны с особой красотой воспевали любовь к родному краю и народному искусству. Все это действительно наводило на мысль и рождало желание посетить удивительную во многих отношениях Республику Дагестан.

Под крики «Браво!» и бурные аплодисменты сыктывкарская публика проводила гостей, теперь уже, как было сказано со сцены, «родной ансамбль» «Лезгинка» в Ухту, где 18 августа артисты дадут свой второй концерт на гостеприимной Коми земле.

автор Евгения Цветкова



к списку