меню
1
Обзор

Филармонии - 80!

«Слово «филармония» в переводе с греческого языка означает любовь к гармонии. Будем же верить, что людей разделяющих эту любовь, в нашем мире больше, чем тех, для кого гармония – пустой звук», председатель Союза композиторов Коми, заслуженный деятель России и Коми Михаил Герцман

Начало

1 сентября 1940 года приказом Управления по делам искусств Совета народных комиссаров Коми АССР было образовано Концертно-эстрадное бюро. Это событие стало значительным явлением в культурной жизни республики, ведь основной задачей нового учреждения была пропаганда лучших образцов отечественной и мировой музыкальной культуры, а также профессиональной представление произведений коми авторов и народного творчества.

Первым художественным руководителем Концертно-эстрадного бюро стал Иван Васильевич Оплеснин, директором – Петр Мефодьевич Кручинин, а в его штате числилось 118 человек (1940). В состав КЭБа вошел Коми национальный ансамбль песни и пляски (ныне – Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми им. В. Морозова «Асъя кыа» («Утренняя заря»), духовой и симфонический оркестры, цирковая и концертная бригады.

Торжественное открытие первого концертного сезона состоялось 5 октября 1940 года в здании Коми государственного педагогического института. В программу концерта вошли коми народные произведения, «Молодежная пляска», песни советских композиторов – «Три танкиста», «Прощальная комсомольская» и др.

Но еще до официального создания, в мае 1940 года, коллективы и артисты КЭБа представили программу, посвященную 100-летию со дня рождения Петра Чайковского. Прозвучали фрагменты опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а также Кантата памяти великого композитора, написанная руководителем Коми национального ансамбля Александром Воронцовым.

Великая Отечественная

Становление Коми республиканской филармонии пришлось на тяжелые военные годы. С первых ее дней КЭБ перестроил свою работу: организовались агиткультбригады, обслуживавшие военносборные пункты, сельские и промышленные районы с эстрадными программами патриотического и антифашистского содержания, такими как «За Родину, за Сталина!», «Били, бьем и будем бить!» и др.  

Перед артистами была поставлена задача «проводить в районах республики агитационную работу на лугах, в бригадах, звеньях; мобилизовать трудящихся на досрочное выполнение производственных планов, оказывать помощь фронту». Артисты и сами брали на себя дополнительные обязательства, например бригада под руководством народной артистки Коми АССР Валентины Есевой обязалась собрать и сдать государству 10-15 кг грибов и ягод на каждого артиста.

На агитпароходах, специальных катерах, автомашинах, но чаще пешком артисты бывали в самых отдаленных уголках Коми и выступали там, где никогда еще не видели профессиональных коллективов. Несколько раз спускались по реке Печоре от далеких лесопунктов Троицко-Печорского района до Нарьян-Мара; по Вычегде – от Помоздина до Котласа; по Сысоле и другим водным магистралям республики. Несколько раз побывал с концертами на Печорской железной дороге. И даже побывали с гастролями в Архангельской, Кировской, Молотовской (Пермской) и Тюменской областях.

Так об этом вспоминала заслуженная артистка Коми АССР, артистка хора ансамбля Валентина Васюкова:

- Годы трудные были. Война. У нас, молодых, голодные обмороки, помню, были. Спасала музыка. И вставали, и спать ложились с песнями. От села к селу ходили пешком, бывало, за день давали несколько концертов. В клубах встречали артистов женщины, старики и дети. Тоже, как и мы, голодные, разутые. Но как аплодировали нам!

В марте 1942 года, в разгар самого напряженного периода войны, в Сыктывкаре состоялась премьера большой музыкальной драмы Александра Воронцова «Усть-Куломское восстание», в которую вошло много коми народных песен и мелодий.

В годы войны в концертно-эстрадном бюро работали эвакуированные артисты из Ленинграда и союзных республик: солисты Г. Злоткин и А. Мотыль, музыканты оркестра В. Гедрайтис, Н. Варшавский, И. Лятек, Б. Добровольский, И. Вольман, танцоры А. Найсман, А. Мендельсон, концертмейстеры Х. Скрабник, Н. Загребина, пианисты М. Этингер, А. Корбут, а также граждане Австрии и Польши, в том числе певица Ф. Зингер и др.

После войны

И после войны артисты и коллективы КЭБа оставались единственными в Коми, кто представлял музыкальную культуру и искусство в республике. Популярность программ росла год от года, а коллектив бюро пополнялся новыми талантливыми именами – П. Осипов, Л. Чудородов, Д. Владимирский, Б. Дейнека, В. Ищенко, Н. Синицына, З. Мерцалова, Б. Раджус, М. Носырев, А. Васильев, Д. Носов, П. Рябышев, И. Бобракова, А. Оплеснина и др.

Благодаря этому зрители услышали произведения Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Жоржа Бизе и др., В том числе в переводе на коми язык. Также удалось создать лекторийную (филармоническую) группу, приобщавшую зрителей к классической музыке на новом уровне. Впервые в репертуаре бюро появились лекции-концерты, созданные своими силами, были поставлены опера «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского и оперетта «Свадьба в Малиновке» Бориса Александрова. К работе в концертах лекторийной группы привлекались артисты Государственного ансамбля песни и пляски Коми АССР. Например, женская танцевальная группа исполняла отдельные номера из балетов «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, а также полонез и русский перепляс из оперы «Евгений Онегин» (балетмейстер О.Е. Зерницкая).

Именно в это время впервые были выпущены первые грампластинки с записями солистов и коллективов КЭБа.

1956: новый уровень

Именно этот год стал ключевым в истории концертного учреждения: Концертно-эстрадное бюро было реорганизовано в Коми республиканскую филармонию, художественным руководителем которой стал народный артист Коми АССР Борис Дейнека. Руководил он филармонией совсем недолго: в 1958 году большинство солистов перешло в только что открывшийся музыкальный театр. Это также привело к упразднению лекторийной группы.

Однако в первые десятилетия существования в новом статусе большой популярностью продолжали пользоваться выступления Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР, духового оркестра и джаз-оркестра под управлением А. Бермана, концертной бригады «Эстрада Севера» с участием Валентины Есевой и Вацлава Мастеницы. А также солистов-вокалистов, солистов-инструменталистов и мастеров художественного слова.

В 1964 году директором филармонии стал заслуженный деятель искусств Коми АССР Николай Массальский, художественным руководителем – заслуженный артист России, народный артист Коми Сергей Марков. Именно этот тандем двух талантливых людей не только оживил деятельность филармонии, но поднял ее на новый уровень. В это время Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР получил свое первое конкурсное лауреатство, при ансамбле открылась вокально-хоровая и хореографическая студии. Возобновила работу лекторийная группа, появилась бригада молодых артистов «Мечтатели», вместе с которой начал свой творческий путь Валерий Леонтьев.

На гастроли в республику стали приезжать самые известные актеры, звезды эстрады, мастера – Клавдия Шульженко, Гелена Великанова, Майя Кристалинская, Леонид Кострица, Иосиф Кобзон, Вадим Мулерман, дуэт Аллы Йошпе и Стахана Рахимова, Алла Пугачева, Татьяна Окуневская, Юрий Левитан, Вольф Мессинг, Людмила Гурченко, Лариса Голубкина, Николай Рыбников, скрипач Леонид Коган, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Павел Лисициан и др.

Здание

Длительное время филармония, не имевшая собственного здания, располагалась в помещениях Коми драматического театра (ныне – Государственный ордена Дружбы народов академический театр драмы им. в. Савина). Только спустя 35 лет, в 1975 году, было построено здание на улице Ленина, в котором она располагается по сей день. В 2000-2002 гг. в здании была проведена реконструкция, после чего оно приобрело современный вид.

В апреле 1999 года на здании филармонии появилась мемориальное панно, посвященная народной артистке Коми АССР Валентине Есевой. Оно было создано в октябре 1998 года к 75-летию со дня рождения артистки и установлена с благотворительной помощью Администрации г. Ухта, ЗАО РТП «Васи», АО «Сыктывкар-пиво», ОАО «Комитекс» и ОАО «Связь». Автор мемориальной доски – Игорь Валентинович Пылаев, материал – металл.

80-е: расцвет

В 1980 году художественным руководителем филармонии стала народная артистка России Ия Бобракова, расширившая репертуарные границы артистов и коллективов – от коми национальных произведений до сочинений русской классической и советской музыки. Ее идеи легли в основу созданного в 1984 году фестиваля «Печорские зори», который позволял, с одной стороны, знакомить любителей с мастерством профессиональных коллективов филармонии, а с другой – давал возможность народным коллективам представить свои номера и программы на большой сцене в совместных концертах.

В это время знаменитое Сыктывкарское трио баянистов – Вячеслав Майсерик, Виктор Данилочкин, Валерий Волохов, созданное в 1971 году, продолжает получать всесоюзную и мировую известность. Не отстают от них балалаечники-виртуозы Владимир Шеболкин и М. Кучер. В 1987 году по инициативе заслуженного артиста Коми Михаила Бурдина был создан фольклорно-этнографический ансамбль «Парма». Работал Государственный камерный хор под управлением В. Контарева.

На сцене республиканской филармонии выступили прославленные коллективы страны: Государственный ансамбль танца «Березка», Академический русский хор имени Пятницкого, Государственный ансамбль «Россия», Ярославский симфонический оркестр, Красноярский ансамбль танца под управлением М. Годенко, Минский и Московский камерные оркестры. Состоялись выступления Людмилы Зыкиной, Бориса  Штоколова, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи и др.

90-е: новые горизонты

В непростое для всей страны время Коми республиканская филармония смогла не только сохранить и использовать свой творческий потенциал, но и создать новые возможности для развития. В сентябре 1995 года была создана национальная концертная группа, очень быстро получившая современное оформление – ансамбль народной музыки «Зарни ёль» («Золотой ручей»). Его солисткой стала народная артистка Коми Лидия Логинова.  

В марте 1997 года было принято решение создать ансамбль инструментальной музыки «Вдохновение». Идейным вдохновителем и создателем ансамбля, его первым художественным руководителем и пианистом стал народный артист Республики Коми Владимир Горленко. Ансамбль, репертуар которого включал музыку русских и зарубежных классиков, современных композиторов, произведения композиторов республики, а также джазовые композиции, сразу же обрел свою аудиторию.

В 1996 году Республиканская детская филармония, созданная в 1992 году, стала структурным подразделением Коми республиканской филармонии. В основу ее деятельности был заложен принцип «Дети играют детям». Организаторами Детской филармонии стала преподаватель Гимназии искусств при Главе РК Наталья Ляшева.

Также именно в это время впервые был проведен музыкальный фестиваль «Мастера искусств – селу». В 1996 году, например, около ста пятидесяти артистов республиканской филармонии, по традиции разделившись на бригады, выступали перед сельскими жителями республики, а также проводили мастер-классы для специалистов на местах.

Печать
Наверх
Наверх
Оценка
Оценка качества услуг
Оценка
Написать
нам