меню
1
Обзор

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?…»

Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми им. В. Морозова «Асъя кыа» (»Утренняя заря») отмечает в этом году 80-летний юбилей. Коллектив не только стал хранителем коми национальных культурных традиций, но и обогатил творческую жизнь края. Образованный в 1939 году, чуть менее чем за 5 месяцев до начала Второй мировой войны, ансамбль разделил судьбу своей страны, а его артисты без сомнений уходили на фронт или продолжали трудиться в тылу. И именно в это трудное время молодой коллектив прошел свое профессиональное становление. 

Необходимо отметить, что с созданием коллектива без артистов Ансамбля песни и пляски Коми АССР (ныне — Государственный ансамбль «Асъя кыа») не обходились значительные и масштабные сценические произведения. Так за три месяца до начала Великой Отечественной войны, в марте 1941 года, большим событием в музыкальной жизни Сыктывкара стала постановка первой национальной музыкальной драмы «Шипича» (композитор — Б. Терентьев, пьеса, либретто — Н. Фролов, режиссер — Б. Семячков). Вместе с артистами драматического театра в спектакле принимали участие хоровая и танцевальная группы ансамбля. А в июне началась война…

Репертуар коллектива сразу стал созвучен военному времени. За очень короткое время ансамбль создал тематические музыкальные программы - «Красная Армия - освободительница», «Танкисты», «Оборонная», «Домна Каликова». С этими постановками артисты ездили с гастролями по районам республики, укрепляя дух и силы их жителей.

Однако, почти сразу в начале войны, в связи с мобилизацией молодой коллектив, не успевший обрести настоящую профессиональную форму, почти полностью лишился всего мужского состава. Вместо расформированного оркестра народных инструментов, состоявшего из 16 человек, артистам аккомпанировал лишь один баянист. А хор перестроил репертуар таким образом, чтобы основная нагрузка ложилась на женские голоса.

Годы Великой Отечественной войны были трудными не только для территорий, на которых происходили жестокие сражения, но и для глубокого тыла – все отдавалось для скорейшего достижения победы. И вот, в марте 1942 года, посреди самого напряженного периода войны, в республике проходит премьера музыкальной драмы «Усть-Куломское восстание». Оказывается, еще осень 1941 года Управление по делам искусств Коми АССР обратилось к руководителю Ансамбля песни и пляски, талантливому композитору, собирателю фольклора, профессору Александру Воронцову с предложением создать спектакль на основе поэмы Степана Ермолина и Николая Дьяконова, в основе которой реальное историческое событие 1842-43 гг. В основу музыки лег фольклор Усть-Куломского района. Создавая партитуру, композитор стремился познакомить зрителей с бытом крестьян, их обычаями и обрядами. В спектакле много народных песен и мелодий: «Доли-шели», «Шондiбанöй» (Солнцеликая), «Гöтырö менö оз любит» (Жена меня не любит), «Опöньлöн частушкаяс» (Частушки Афанасия) и др. А. Воронцов планировал создать на основе драмы – национальную оперу, но скоропостижный уход помешал его планам. 

Одновременно с созданием этого масштабного полотна А. Воронцов, хормейстер ансамбля Аполлон Каторгин и фольклорист Петр Анисимов проводили работу по пополнению национального репертуара коллектива. В ходе многочисленных командировок в районы республики А. Каторгиным были созданы обработки коми народных песен – «Василиса справилась», «Как тихо и тепло», «Жила-была непутевая», а также его авторским сочинением на стихи Ивана Куратова «Коми кыв» (Коми слово). Помимо этого была изучена певческая манера и народные напевы. В результате к 1944 году репертуар хора включал коми народные песни (около 23) и танцы, исполняемые наряду с танцами других народов.

В 1943 году руководителем Ансамбля песни и пляски Коми АССР становится Аполлон Васильевич Каторгин. С этим же временем связано восстановление и преобразование коллектива. В его состав вернулся оркестр народных инструментов в составе 15 человек и мужской состав хора. Прослушивания и просмотры проходили все, кто был заинтересован работать в ансамбле. Конечно, это были инвалиды Великой Отечественной войны, комиссованные из действующей армии. Например, из Дома-интерната, находившегося в с. Ыб, в Сыктывкар были приглашены 14 человек.

Как рассказывали его современники, А. Каторгина отличала исключительная деловитость и аккуратность. Он стремился воспитать в исполнителе музыкальную культуру. Поэтому артисты стали разучивать партии по нотам, а не на слух, как это было принято в хоровых коллективах; изучали гармонию, историю музыки, занимались постановкой голоса, учились распеваться, отрабатывали произношение специфических звуков и слов, развивали дыхание, учились интонировать. Именно А. Каторгин первым обратился к полу академическому исполнению национальных произведений. И первая же концертная программа (март 1943) обновленного коллектива поразила зрителей небывалым до сих пор профессионализмом исполнения.

В 1944 году количество мест в штате Ансамбля песни и пляски Коми АССР увеличилось в два раза, в июне появилась возможность приобрести музыкальные инструменты на 15 тысяч рублей. В этом же году коллектив совместно с Концертно-эстрадным бюро (ныне – Коми республиканская филармония) дал 763 концерта, в три раза больше, чем в 1942. А всего за годы Великой Отечественной войны было подготовлено и показано 32 тысячи концертов, которые посмотрели около миллиона зрителей.

После окончания войны, в 1946 году, 17 артистов Концертно-эстрадного бюро, включая Ансамбль песни и пляски Коми АССР, были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», в том числе А. Каторгин, В. Есева, П. Осипов, Т. Батиева и др.

Печать
Фото
Наверх
Наверх
Оценка
Оценка качества услуг
Оценка
Написать
нам