меню
1
Интервью

Солистка ансамбля «Асъя кыа» Ольга Политова: «От всего сердца хочется танцевать»

Продолжаем знакомить с теми, кто делает творческую жизнь филармонии незабываемой. И сегодня вновь перевод интервью для газеты «Коми му». На этот раз гостем стала солистка балетной группы Государственного ансамбля «Асъя кыа» Ольга Политова.

11 декабря в Коми республиканской филармонии чествовали знаменитый ансамбль «Асъя кыа», которому исполнилось 80 лет. И уже 20 лет сияет талант артистки балета Ольги Политовой. Но в этот день она не танцевала на сцене. Юбилейный год преподнес Ольге подарок – три месяца назад она стала мамой.

О личном и высоком творчестве беседуем с Ольгой Политовой.

Путь начался с «Дружбы» 

Ольга родилась в Сыктывкаре. Танцевала в ансамбле «Дружба» во Дворце пионеров. Талантливую девочку педагоги хвалили, говорили, что обязательно должна танцевать в «Асъя кыа». Сама она сомневалась, отвечала, что там работают профессиональные артисты, а  у нее никакого образования.

- После окончания 11 класса я все-таки пошла на просмотр в «Асъя кыа». Боялась, конечно, но все равно пошла. Меня просматривал сам Виктор Морозов. Показала проходку, трюки, дроби. Видимо, понравилась, ведь я все это хорошо умела делать. Потом Виктор Петрович меня измерил…

- Как? Линейкой что ли?..

- На глаз, рост высматривал. У меня высокий. Он ведь специально подбирал в ансамбль статных девочек примерно одного роста. И меня взяли! Только уже после задумалась, что не знала, куда пойду, если не примут. Ведь танцевала я с детства. Потом понемногу втянулась в работу: и с хором пела, и в тройке лошадей скакала. Но всегда танцевала от всего сердца.

Талантливых девочек Виктор Морозов не отпускал далеко учиться. Видимо, боялся, что на них положат глаз другие коллективы или замуж выскочат где-то там. Отправлял учиться в Колледж культуры, без отрыва от работы. Ольга заочно получила хореографическое образование.

«И я лечу…»

Она хорошо помнит еще то время, когда ансамбль «Асъя кыа» танцевал только народную хореографию. Теперь же он начал расширять репертуар, в который вошли и модерн, и классика, и другие жанры.

- Ольга, смотря на Вас, удивляешься: прыгаете, кувыркаетесь, над сценой летаете…

- Все ради искусства. Еще хочется удивлять, изумлять. Танцуешь сольно или в ансамбле, всегда нужно развиваться: ты либо справляешь, либо нет.

- А страх есть?

- Конечно, есть. Но надо себя преодолевать ради искусства. Сначала я сильно боялась делать колесо. Когда встаешь на руки, мальчики хватают тебя и переворачивают один раз.

А так, бывает, и в поддержке поднимают – и я лечу! Сажают на крест из двух палок, поднимают наверх, а тебе надо улыбаться, как будто это очень удобно. В это время сердце едва не выпрыгивает из груди.

Еще волнительно на коробке дробить. Ведь можно легко слететь. Тебя на нее ставят, и ты, в том числе из-за костюма, не видишь, даже краем глаза, где край коробки. Хоть и много раз уже танцевала на коробке, но все равно, каждый раз преодолеваю волнение.  

- Допустим, на родной сцене уже привыкла, а на гастролях как? Там сцены другие. Можно и «улететь» с вращений?

- Чтобы такого не было надо готовиться. Мы репетируем, и на других площадках перед концертом всегда проверяем сцену, готовимся. Бывает, и вращений меньше сделаешь или наоборот – пойдешь шире по кругу.

- Ольга, есть какой-то рецепт, чтобы преодолеть страх?

- Нет никакого рецепта. Надо сделать, значит надо сделать. Перекрестилась и пошла.

«Зеленый» концерт 

- В танцах главный инструмент – ноги. Можно ведь и травму получить…

- Конечно, нужно самому быть внимательным. Ну, бывает, ногу подвернешь, перевяжешь и вперед, танцевать. Конечно, если сильно подвернешь, тогда кто-то выйдет вместо тебя. Но самое главное –  если хочешь хорошо танцевать, нужно каждый день хорошо работать с телом, делать класс. Сцена не любит лени.

- Выступления  «Асъя кыа» - праздник! А для вас это труд. А как вы развлекаетесь?

- У нас в ансамбле была традиция – давать «зеленые» концерты. Это когда мы могли разыгрывать друг друга прямо во время выступления, но только, конечно, чтобы зрители этого не поняли.

- А это как?

- Например, как-то мы исполняли цыганский танец. Нарядили одну из артисток совсем не так, как это должно было быть: во рту трубка, парик, плетка в руках. Ну, в общем, такая колоритная цыганка получилась. А наши балетные мальчики ничего не знали. Она выходит, и вот тут они обалдели. Номер работать надо – выкручивайся, как сможешь. Бывало, что оркестр мог пошутить – сыграть совсем другой темп, артисту надо танцевать, и оказаться в нужной точке на правильную музыку. Или балетные мальчики должны сделать поддержку, а они не делают. Снова надо самой как-то выкручиваться. Бывало, выходил кто-то – одна туфля белая, вторая черная. Так постоянно чудили на гастролях. Отработали весь гастрольный график и на последнем концерте веселились. Зрители то ничего не замечают, а нам смешно.

- А были курьезные случаи?

- Конечно, были! Как-то делаю крутку, и вдруг стало темно. Оказывается, я запуталась в заднике. Как-то выкрутилась обратно на рабочую часть сцены. Тогда мне казалось, что я бесконечно долго была в этой ловушке. Но коллеги сказали, что я очень быстро «вернулась».

Еще были веселые случаи с костюмом. Есть номер, где парни накрывают мне голову платком. И один раз платок зацепился за кокошник. А мы танцуем, остановиться нельзя. Ну, партнер нашел решение – дернул платок, чтобы отцепить бахрому от украшений. Все закончилось хорошо.

«Беременная пенсионерка»

- Не секрет, что артисты балета рано выходят на пенсию…

- Да, я уже пенсионерка, - смеется Ольга Политова. – Когда пришла оформлять документы в Пенсионный фонд, меня спросили, зачем пришла. Я ответила, что за пенсией. Вместе посмеялись. Недавно снова пришлось идти туда, уже по другому делу. Снова хохотали – беременная пенсионерка пришла. И так бывает.

- Сейчас растите сына. А на сцену тянет?

- А как иначе?! Я же знаю весь золотой фонд, этот ансамбль в моей душе. Но сейчас, безусловно, сынок – самое важное для меня. Мои два сына! Старшему 12 лет, а младшему только два месяца. Первый раз из декрета на работу вышла быстро. Как будет сейчас, пока сказать не могу.

- Наверное, пойдут по стопам мамы?

- Старший год танцевал в Национальной студии при «Асъя кыа». Но променял это занятие на другую, так сказать, страсть – футбол.

Екатерина Макарова

перевод Евгении Цветковой

Печать
Фото
Наверх
Наверх
Оценка
Оценка качества услуг
Оценка
Написать
нам