меню
1
Обзор

«Поющее дерево» Владимира Павлова

В 70-80-ее гг. прошлого века имя художника Владимира Павлова не сходило с полос союзных и республиканских газет, оно было широко известно не только в художественных, но и в музыкальных кругах. О нем писали: «Он – художник, обладающий редким даром творить звуковые картины посредством рожденных его воображением и руками музыкальных инструментов. Материал для его рук – дерево, а для воображения – лес, точнее весь космос леса».

Творчество Владимира Павлова многогранно – живопись, графика, гравюра и линогравюра, резьба по дереву, декоративно-прикладные изделия из бересты и меха. Но большую роль в его жизни и творчестве сыграло знакомство с коми композитором, музыковедом Прометеем Чисталевым и его коллекцией. Именно эта встреча подтолкнула художника к созданию шумовых деревянных инструментов.

Владимир Яковлевич Павлов родился 23 апреля 1927 года на левом берегу Печоры, в деревне Даниловка Печорского уезда Коми автономной области. Он был десятым ребенком в раскулаченной семье Павловых, которые были вынуждены перебраться сюда, лишившись родового дома в деревне Ивановское Сторожевского района республики. В три года вместе со своими братьями и сестрами будущий художник остался в статусе беспризорного. Все потому, что его отца арестовали, осудили и сослали в Пинежский район Архангельской области, а мать вместе и трое старших детей отправили в колонию на сплавные работы.

На юбилейном вечере Коми композитора Прометея Чисталева 27 февраля 1971 год. Слева — Яков Перепелица, в центре — Прометей Чисталев, справа — Владимир Павлов. Фото из личного архива Владимира Павлова


О своем детстве он вспоминал так: 
Мне вспоминается широкая многоводная река Печора. Мы, мальчишки из деревни Даниловка, все летнее время проводили у реки, любили играть на песках, катались по крутым песчаным склонам. А вдоль берегов пучками растянулись заросли ивняка. Из ивы мы делали узорные палочки «сера бедь» с национальным орнаментом. Часто свистели в срезанные прибрежные травинки, от сильного вдувания получался петушиный клик. Мы часто использовали лучинки в своих играх. Складывали затейливые узорные орнаменты разных размеров в виде звезд, крестов. Иногда лучистые солнышки закрепляли на длинную лучину, и, держа в руке, бегали по комнате, а тень от них причудливо оживала. Иногда в щель бревенчатой стены закрепляли лучины разной длины, и начинали по ним бренчать, извлекая жужжащие звуки. Делали из снега столпы-кормушки, зальешь водой сверху, замерзнет и пожалуйста, что-нибудь съедобно. Каких только птиц не залетало. Веселое пение лесных птиц подолгу слушали. Это самое приятное и красивое зрелище

Отец вернулся в 1938 году, и семья переехала в деревню Кагино Усть-Вымского района. Во время Великой Отечественной войны Владимир Павлов учился в школе и трудился на сельхоз работах. В 1945 году восемнадцатилетним молодым человеком он приехал в Сыктывкар и устроился в художественный цех Горпромкомбината в качестве ученика художника. С1947 по 1952 год служил на Северном флоте, а затем вновь вернулся в Сыктывкар и устроился художником-оформителем в Коми отделение Художественного фонда РСФСР.

Здесь он окунулся в творческую атмосферу, встретился со многими художниками, выезжал на пленэры. Дружеское и творческое общение, а также большое желание учиться позволили Владимиру Павлову быстро постичь тайны профессии художника. Его первым наставником и учителем был заслуженный художник РСФСР, график Валентин Викторович Поляков.

И уже через десять лет с момента первого приезда в Сыктывкар Владимир Яковлевич стал представлять свои работы в программах республиканских выставок на равных с ведущими художниками Республики Коми. С 1955 по 1987 год – 16 республиканских художественных выставок, 4 персональных, 4 зональных: «Советский Север» (Киров, 1967; Петрозаводск, 1969; Вологда, 1974; Сыктывкар, 1979), выставка произведений художников автономных республик РСФСР (Москва, 1971), выставка «Декоративно-прикладное искусство РСФСР» (Кишинев, 1972). А также ряд зарубежных выставок: Прага, Чехословакия (1972), София, Болгария (1979), Ловеч, Болгария (1981) и др.

Именно Владимир Павлов стал первым из коми художников представлять традиционное искусство на российских и зарубежных выставках. Изделия из бересты, посуда из дерева с геометрическими узорами, меховые сумки, украшенные бисером и цветным сукном, не раз вызывали интерес у посетителей по всему миру.

Владимир Павлов о вдохновении:
- Пойдешь в лес, забредешь в густой ельник – темно и тихо. Слышно, как шишки падают. Меж стволами деревьев кое-где светятся мухоморы. Бесшумно пролетела птица. Под ногами следы косолапого. Из далека доносится «ау» грибника. Все звуки, краски смягченные, «погруженные» в какую-то обволакивающую среду. Зато потом, когда выходишь на опушку, сразу опахнет горячим солнечным ветром, и такой получается контраст – залитые светом пространства, луга, яркие цветы, звонкое пенье птиц, стрекотание кузнечиков, опьяняющие запахи трав… Вот это и есть тот мир, что обогащает воображение.

Работу над созданием коми музыкальных инструментов художник начал в начале 70-х гг. И за создание серии оригинальных по форме и звучанию ритмо-ударных инструментов был награжден бронзовой (1981 г.) и серебряной (1984 г.) медалями ВДНХ.

Он считал, что у каждого инструмента есть свой голос. И это удивительно, если знать, что Владимир Яковлевич в качестве материала использовал в основном одно и то же дерево – ель, и лишь иногда осину. Вообще мысль придумать музыкальный инструмент зародилась у художника случайно. Обожженные деревянные палочки рассыпались из коробки, и раздался мелодичный звон, словно упала на землю сосулька. Затем он связал несколько палочек вместе, привел в движение и раздался тот же самый звук. Так и начались эксперименты Владимира Павлова с «поющим деревом».

Это уже позднее он будет вспоминать свое детство и рассказы отца, как в маленькую таежную избушку забрели усталые охотники. Протопили печь, быстро справились со скромным ужином, легли спать. И вдруг среди ночной тишины раздалось странное шуршание. Испугались охотники, засветили огонь, а на лавке – кусок бересты, от тепла скручивается и потому шуршит. Так появился один из инструментов Владимира Павлова, которому он дал название шур-шар.

Вообще у инструментов непереводимые названия – гиль-голь, зиль-зль… Каждое из них отражает издаваемый звук. Эти звуковые образы мастер черпал в окружающей среде. В музыке его инструментов нет ничего искусственного. У каждого из них своя история рождения, но основа общая – природа. Они имитируют звуки журчащего родника, рык медведя, крик водоплавающей птицы.

Инструменты Владимир Павлов называл игрушками:
- На первый взгляд игрушки, да и только. Многие обманываются, думают: что-то вроде трещоток для оркестра народных инструментов. Но нет, мои музыкальные инструменты – вполне самостоятельны и предназначены для создания своеобразных ансамблей народной музыки. Во всяком случае, я на этом настаиваю. Это один из способов возбуждения интереса к национальной музыкальной культуре у молодежи. Сначала необычность, забава, привлекательность, а потом и глубокое понимание народной музыки появится. Молодое поколение подчас забывает о важных вещах и о том, в частности, что мы, коми, лесные люди, вся история народа с бескрайними дремучими лесами связана с деревом. Дерево может рассказать много интересного, если научиться с ним, разговаривать.

За более, чем десять лет работы над музыкальными инструментами Владимир Павлов создал их около тридцати видов. Около десяти из них используются Государственным ансамблем песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова «Асъя кыа» («Утренняя заря»). Благодаря номеру золотого фонда коллектива «Гажа ворсанторъяс» («Веселые постучалочки») на музыку Виктора Морозова в постановке Владимира Тарантова, они сейчас звучат на самых разных площадках, в том числе и международных.

Мало, кто знает, за год до смерти Владимира Павлова, в 1987 году, в Сыктывкар приезжал корреспондент популярного журнала «Клуб и художественная самодеятельность» Борис Соколовский с представителем Всесоюзной фирмы «Мелодия». Они побывали в мастерской художника, вскоре после этого была опубликована статья о мастере, к журналу также прилагалась гибкая голубая пластинка со звучанием павловских инструментов, записанных в Сыктывкаре.

Печать
Фото
Наверх
Наверх
Оценка
Оценка качества услуг
Оценка
Написать
нам