меню
1
Республике Коми - 100

Виктор Полежаев: Жизнь как танец

В начале февраля 80 лет исполнилось артисту балета, заслуженному работнику Республики Коми Виктору Полежаеву. Свой юбилей он отметил на сцене: вышел во вставном номере в концертной программе «Север праздничный» Государственного ансамбля «Асъя кыа». И это стало, по признанию юбиляра, лучшим подарком от коллектива, в котором он проработал около шестнадцати лет. В творческой судьбе Виктора Полежаева было много городов и ансамблей, но Сыктывкар и «Асъя кыа» стали для него родными.

Он родился в Челябинске, в рабочей семье, и сам около восьми лет работал, как это принято говорить, по трудовым специальностям: слесарь по отоплению, токарь, подручник кузнеца, слесарь на заводе им. Орджоникидзе, слесарь по ремонту тракторов на Челябинском тракторном заводе. Но все это время Виктор Полежаев не переставал танцевать в самодеятельности.

- Танцевать я начал с четырех лет. Отец играл на ложках, а мне нравилось под этот ритм приплясывать. Помню, мне пошили красные сапожки, и в таком виде я под аккомпанемент отца и танцевал. И вот уже 76 лет пляшу, - вспоминает юбиляр.

Свою творческую биографию юбиляр начал в 1961 году в Алтайской филармонии в ансамбле «Золотые колосья». Тогда коллективом руководил Владимир Тарантов, знакомство с которым в будущем сыграло свою роль. Затем он танцевал еще в нескольких ансамблях, в том числе в родном Челябинске, Петрозаводске и даже в Москве, в знаменитой «Березке». Создатель и художественный руководитель ансамбля Надежда Надеждина предлагала остаться, но Виктор Алексеевич отказался, решив вернуться домой в Челябинск.

- Там уже ждали. Руководитель местного коллектива Наталья Карташова сделала меня своим помощником. Но я быстро понял, что не кабинетный человек, эта должность была абсолютно не моя. И тут приходят мне сразу два вызова – из Омского народного хора и от Владимира Ивановича Тарантова в Сыктывкар. Я решил ехать на Север. Друзья еще подшучивали: «Ты что, к белым медведям поедешь?». Но я сделал выбор и вот, остался. Скажу честно, что был под впечатлением от местного леса, от северной природы, - рассказывает Виктор Полежаев.

Правда, в Государственный ансамбль «Асъя кыа» его пригласили не танцевать, а работать репетитором. Конечно, Виктор Алексеевич выходил на сцену, но этого было недостаточно, поскольку он в душе совершенный практик, танцовщик. Пришло решение – уехать работать в Северный народный хор. Там на просмотре он произвел фурор, комиссия даже встала от удивления. За четыре года вместе с архангельским коллективом Виктор Полежаев участвовал во многих международных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсах, а также побывал с гастролями в городах страны и за рубежом, в том числе в Финляндии, Японии, Тунисе.

В 1972 году вновь по приглашению художественного руководства Государственного ансамбля «Асъя кыа» он вернулся в Коми. И на протяжении почти одиннадцати лет блистал на сцене. Многие поклонники коллектива до сих пор помнят его – «танцовщика небольшого роста с отличным прыжком и завораживающими трюками». И хотя принято говорить, что век артиста балета недолог, но выход на пенсию для Виктора Полежаева был скорее формальностью, чем необходимостью. Он продолжил работать на сцене и передавать своё мастерство артистам ансамбля.

- В 90-х Виктор Петрович Морозов пригласил меня в танец «Кострома». Костромой на Руси называли сорняк, его срывали и сжигали в бочках. И я изображал этот сорняк: дробил изо всех сил, подпрыгивал, заигрывал с залом. А потом, естественно, меня хватали и в бочку. Зрителям очень это нравилось, они от души смеялись над этим дедком-сорняком. Я всегда юморил. Может нескромно так говорить, но танцоров много, а настоящих плясунов – единицы.

Более 10 лет Виктор Полежаев преподавал сценическое движение и хореографию, ставил танцевальные номера в Национальном музыкально-драматическом театре Республики Коми. В качестве балетмейстера-постановщика сотрудничал с ансамблем песни танца «Сигудöк», Гимназией искусств при Главе Республики Коми имени Ю.А. Спиридонова, а «Русская пляска», поставленная им для учеников Сыктывкарской хореографической школы, получила признание на фестивале детского творчества.

Виктор Полежаев был и остается знаковой фигурой для хореографического мира республики, его уважают и ценят многие поколения профессиональных исполнителей, ждут от мастера совета и восхищаются его творческим долголетием.

- В класс я приходил раньше всех и уходил позднее всех. И все потому, что пытался добиться большего. Сколько себя помню, я танцевал все время, это моя жизнь. И вообще мой лозунг – «Ни дня без танца!», - признается Виктор Полежаев.

Печать
Фото
Видео
Наверх
Наверх
Оценка
Оценка качества услуг
Оценка
Написать
нам