меню
1
Интервью

Яков Чувьюров: «Песня моя, песня…»

Все любители искусства знают, что всемирно известный Государственный ансамбль «Асъя кыа», отметил 80-летний юбилей. Ансамбль является достоянием Коми земли, «жемчужным ожерельем», а его артисты – жемчужными бусинками.

Сегодня гость газеты «Коми му» - одна из таких бусин – талантливый певец Яков Чувьюров.

Сын Кузнеч Вася

Босоногое, озорное детство Якова прошло в селе Деревянск Усть-Куломского района. Как он сам вспоминает, в школе он учился охотно. Был отличником, но только в младших классах. А когда подрос и обленился, совсем другие оценки заполнили дневник.

- Мой отец (отец Якова – один из организаторов праздника «Василей» – Василий Чувьюров, известный как Кузнеч Вась – Авт.) меня брал охотиться, а деревенские подростки это любят. Так обеспечивали семью. Вместе работали в совхозе, на стройке, в клубе. Как говорится, узнал «запах денег» и об учебе забыл. Поэтому книг в руках не держал, а хотел зарабатывать, - вспоминает свое детство Яков Чувьюров.

Закончив восемь классов школы, пошел учиться на сварщика в ПТУ. Учился хорошо, но пришлось вернуться в родную деревню. Здесь он не смог сидеть сложа руки и пошел работать в совхоз. Конечно, сразу сказал, что сварщик, но там эти навыки были не нужны, и молодой парень стал разнорабочим. Куда бригадир отправит, туда и шел: навоз разгружать, сено или силос таскать, «пахать-сеять»…

Из совхоза в филармонию

Яков, наверное, мог бы старательно работать в совхозе, выбиться в передовики, но судьба уготовила другой путь. И вот уже 30 лет он поет в «Асъя кыа».

- Как же ты из совхоза попал в артисты?

- Если честно, никогда не предполагал, что так получится. Когда я еще был ребенком, артисты «Асъя кыа» приезжали в Деревянск. Отец тогда работал в клубе, и меня тихонечко провел даже посмотреть на репетицию. Удивился, как красиво они пели и танцевали!

А предложила мне пробоваться в ансамбль тетя Лида (Лидия Чувьюрова – известный композитор; какое-то время она была хормейстером ансамбля «Асъя кыа» - Авт.). Когда меня спрашивали, много ли я денег в совхозе заработал, отвечал, что немного, в столовой поесть хватит. А при «Асъя кыа» была студия, где учились, работали и неплохо зарабатывали. Стипендия была 90 рублей.

- И ты оживился?

- Сначала засомневался. У меня ведь не было образования, как я мог попасть в «Асъя кыа»?! Только во сне. Но всегда сильное желание, идущее от души, все преодолеет.

Шел 1988 год. Артисты «Асъя кыа» ездили по всей республике, заодно искали талантливую молодежь. Тогда собрали 112 человек, а я 113-й. 113! Я наплевал на суеверия! Это меня даже подбодрило.

Но я опоздал на прослушивания, получилось, что приехал на третий тур. Попросили спеть. Исполнил отцовское любимое: «В темном лесу ходит-бродит медведь…» А если станцевать? … На это у меня было заготовлено «Яблочко». Сгодилось, приняли.

- А помнишь, как вышел на сцену в первый раз?

- Никогда этого не забуду! Чуть не умер! Мне кажется, я весь трясся,  вспотел, хоть выжимай, когда пел – все время улыбался. Хорошо, что в хоре, а то если бы сольно, то совсем бы мне конец пришел. Такое чувство было, что из самолета выпрыгнул, а парашют не раскрывается.

Незаходящая заря

- Жизнь не стоит на месте, все изменяется, и сейчас зрителей необходимо удивлять. Получается?

- Ансамбль «Асъя кыа», прежде всего – «золотая шкатулка» коми песен и танцев. Мы сохраняем и развиваем народные традиции. Конечно, постепенно обновляется репертуар, выпускаются яркие программы. Радует, что нас везде тепло принимают, высоко ценят и в родной республике, и в регионах России, и заграницей. 80 лет «Асъя кыа» не гаснет и не тускнеет!

- Действительно, программы «Асъя кыа» видели во многих местах. А можешь припомнить какие-то необычные поездки?

- Ехали как-то на ПАЗике в поселок недалеко от Ухты. Но заблудились, свернули не туда и увязли в грязи. Дорога узкая, развернуться нет возможности. Хорошо, что артистов много,  хор вместе с балетом и оркестром. Засучили рукава, взялись крепко, подняли автобус, повернули и поехали.

Впервые выходя на незнакомую сцену, всегда проверяешь ее, но бывало, что артисты падали, или уводили друг друга в разных направлениях. Помню, однажды за мной шел Михаил Макаров, и в один миг поворачиваюсь, а его нет – свалился в оркестровую яму.

- Яков, я часто вижу тебя в церковном хоре. Зачем тебе надо еще и там петь?

- Это началось еще в запутанные 90-е годы, когда у всех было туго с деньгами. А у меня семья, дети. Ради дополнительного заработка пошел в хор Кирульской церкви петь на службах. А потом втянулся, продолжил работать. Сейчас пою в архиерейском хоре в Соборе Стефана Пермского и в Кочпонской церкви.

Честно говоря, хоровое искусство зародилось в церкви – воодушевляющее пение, прославление Бога. Полагаю, и искусство тоже от Бога. Эта работа обогащает репертуар артиста, а значит – позволяет развиваться.

Екатерина Макарова для газеты «Коми му»

Перевод Евгении Цветковой

Печать
Фото
Наверх
Наверх
Оценка
Оценка качества услуг
Оценка
Написать
нам